Фотограф-дизайнер Татьяна Мульгина

 

для моделей и фотографов




Любите ли вы фотографироваться?
Пожалуй, подавляющее большинство людей ответит на этот вопрос утвердительно. И хотя каждый желает выглядеть на фотографиях привлекательно, далеко не у всех это получается.
Мы ведь все разные и по внешности, и по характеру. И не только на фотографиях, но и в жизни.
Хороший снимок нужен всем, и в первую очередь, для самоутверждения. Фотография, как и любой другой вид искусства, обладает способностью внушения, онa воздействует на подсознание.
Фотографии порой приписывают мистические свойства. От далеких предков-язычников нам досталось убеждение, что изображение предмета или человека является их прямым продолжением.
Чем же отличается творчество художника от мастерства фотографа?
Художник на чистом холсте воспроизводит тот образ, который он создал
в своем воображении, а фотограф должен в реальном мире при помощи фотоаппарата
найти соотношения пространственных форм, линий, света и цвета. При этом на хорошем портрете человек более похож на себя, чем в обыденной жизни.
Как создать свой имидж? Как выглядеть неотразимо в любой момент, который запечатлен на фотопленке? Как сняться для портфолио фотомодели?
В наше время фотография - это самый демократичный и доступный вид искусства. Это связано с широким распространением так называемых мыльниц - портативных автоматических бытовых фотоаппаратов, которые становятся с каждым днем все более доступными по цене и все менее уступающими профессиональным по своим техническим характеристикам.
Практически каждый человек сегодня сам становится фотографом, способным получить более или менее приличные снимки с художественной точки зрения, не говоря уже о качестве.
Что же такое фотографический снимок? Набор на бумаге черно-белых или цветных пятен и линий. Почему же они так сильно влияют на нас? Каким образом снимок переводит изображение человека с фотобумаги в океан чувств, страстей? Почему он так будоражит память? Понятие фотогеничности относится только к профессиональным фотомоделям,
их внешность должна быть универсальна настолько, насколько это нужно, чтобы эстетично получаться на снимках при любом ракурсе. А так, в принципе, все люди без исключения фотогеничны в той или иной степени. Каждый фотограф, по сути, снимает не конкретного человека, а тот идеал, реальный или воображаемый, который существует в его голове.
Мало того, он интуитивно приписывает и модели те качества характера и внешности, которые он считает идеальными для себя. Как скульптор Пигмалион, царь Кипра, влюбился в свое творение - статую прекрасной Галатеи, которую оживила по просьбе создателя Афродита, так и любой фотограф ищет в каждой модели свой идеал, образ, и задача модели либо стать этим идеалом, либо предложить что-то свое. Она является тем пластичным материалом, из которого художник создает задуманный образ. И тут важна податливость глины, то есть модели, ее способность преобразовываться в бесконечное число образов, форм, характеров. Иначе
фотоснимки воспринимаются как газетные новости: все то же самое, только люди разные. А они должны быть окнами в другой мир - мир прекрасного.
Модель можно снять с разных точек, в разных ракурсах, но каждый кадр - это лишь одна из точек зрения на человека. В этом заключается изюминка любого снимка.
Простая фиксация изображения модели нужна только для фото на документы.
Интересна именно точка зрения. И формируют ее совместно и фотохудожник, и фотомодель. Люди, имеющие дело с известными топ-моделями, часто говорят, что, с точки зрения внешности, в них нет ничего особенного. Однако на фотографиях они смотрятся как суперзвезды. Это происходит именно вследствие умело и талантливо найденной точки зрения и
эмоционального богатства как модели, так и фотографа.
Цель фотографии не только остановить мгновение, оставить фотодокумент для потомков и себе на память, но и, наверное, самое главное, создать живой и обаятельный образ модели, которая запечатлена на фотоснимках. Как шутят фотографы, если на фотографии мужчины утром выросла щетина - вы достигли своей цели! «Волосатый» снимок - это идеал, к которому надо стремиться. И вовсе не плохо, если мнения зрителей о фотографии разделятся ...
Если зритель оценивает фотоснимок не по степени похожести на оригинал
(мы не говорим о фото на документ), а по тому, какие чувства он пробуждает, это значит, модель и фотограф сумели создать художественный образ и достигли своей цели.
Обычно считается, что придать образу (модели) характер, показать его душевные качества и создать определенный имидж, - дело художника.
Но в фотографии очень многое зависит и от модели, так как фотограф, в отличие от живописца или скульптора, не в силах радикально изменить окружающий мир.
Создатель художественного образа может следовать либо принципу «что вижу - О том и пою» (то есть изображаю), либо принципу «создаю то, ЧТО хочу увидеть».
Модель и фотографа можно сравнить с актером и режиссером. Мало хотеть показать внутреннюю духовную сущность, надо суметь донести ее до зрителя - а это уже мастерство и модели, и фотографа. От этого зависит, будет ли модель всего лишь одной из деталей композиции, одним из цветных пятен, несмотря даже на великолепные внешние данные, либо - и так часто бывает - из «серой мышки» в жизни на снимке получится великолепный образ.
Фотография - это не иллюстрация к мыслям ее создателей, а конечный продукт их умений и вкуса.
Создание образа - это познание действительности. Количество перерастает
в качество. Происходит скачок, когда накопленная информация заставляет человека
по-новому взглянугь на мир. За работу принимаются разум, воображение, фантазия, память, расширяются смысловые связи, обогащаются ассоциации и аналогии.
Фотопортрет воздействует на зрителя с помощью тех же выразительных средств, что и сама модель. Модель может сниматься в бытовой обстановке (жанровый портрет), во время какого-либо действия (репортажный портрет), в студии (постановочный портрет) - это будут разные
изображения одной и той же модели, ее внутреннего мира и ее взаимоотношений с окружающей средой.
Взаимодействие модели и окружающего мира может быть двояким, при этом либо воссоздается внешний облик человека, либо отражается его внутренний, духовный мир. Второе оказывает более сильное воздействие на зрителя. Снимок не отражает, а созидает. Это кисть и палитра художника, а не зеркало.
Фотографируясь возле памятника архитектуры, на снимке вы можете оказаться либо на фоне размытых цветных пятен, либо сами рискуете стать таким пятном на фоне исторического монумента.
Выражение вашего лица постоянно меняется за счет мимики и движения, объектив же
способен выхватывать из этого многообразия только конкретные отдельные мгновения.
Если вас засняли во время спортивных соревнований бегущим, то на снимке вы будете
выглядеть манекеном, работающим в витрине магазина по продаже спортивных товаров. Если вы моргнули в момент, когда вас фотографируют, то полуприкрытые веки сделают вас на снимке человеком, не в меру употребляющим спиртное, хотя, может быть, в жизни вы не пьете ничего крепче кефира.
В некотором смысле изображение на фотографии не подчиняется многим законам физики, например - земного тяготения. Подпрыгнув вверх, на фотографии вы будете висеть в воздухе очень долго, пока не выцветете. Ветер будет сдувать с вас шляпу бесконечно. И даже такие стихийные явления природы, как молния или короткое замыкание, на снимке будут происходить вечно!
Вы привыкли к своему отражению в зеркале - вернее, к своему зеркальному отражению «наоборот». Фотография же дает ваше реальное изображение, и в некоторых случаях - при явной асимметрии лица, мимике, которая может быть не контролируемой, наличии родимых пятен на лице и т. д. - У вас может возникнуть подозрение, что на фотографии изображены не вы.
Посмотрите на себя в зеркало через другое зеркало - и сомнения исчезнут.
Глаз и фотоаппарат воспринимают фигуру человека по-разному.
Хотя·ваш взгляд двигается по изображению хаотически, максимум внимания приходится на смысловые центры. Такими центрами являются изображения человека или животного, даже если картина представляет собой пейзаж или на ней изображены любые предметы, в том числе и техника. Однако и здесь существуют некоторые приоритеты. Лица людей или морды зверей при восприятии значат больше, чем половые признаки, затем идут, по мере значимости, фигура, интерьер.
Также смысловым центром изображения является любой ярко выраженный жест, отражающий эмоциональное состояние конкретной модели.
При портретной съемке любая эмоция, ярко выраженная на лице, смех, крик, плач, гримаса - также мгновенно становится центром композиции, независимо от положения тела. Рассматривая портрет, зритель акцентирует свое внимание главным образом на композиционных центрах - это глаза, рот, нос человека или животного.
Мужчины обычно воспринимают женские ноги, вторичные половые признаки отдельно от всего остального. Иногда эти детали могут иметь гораздо большее значение, чем, например, лицо модели, но это зависит от характера зрителя.
Эти части тела как бы заполняют всю ПЛ0СКОСТЬ кадра, несмотря на то, что реально
занимают не такую уж и большую площадь, и являются смысловыми центрами изображения.
Женщины, в основном, обращают внимание на лицо мужчины, его глаза, и только затем - на фигуру.
Движение человека во время съемки, его мимика, обаяние или его отсутствие, личные
симпатии или антипатии зрителя создают подчас настолько различные образы одного и
того же человека на фотографии и в голове зрителя после осмысления восприятия
изображения, что может создаваться впечатление, что на снимках позируют абсолютно
разные люди.
Поэтому следует помнить, что то, как воспринимает вас фотограф, может значительно
отличаться от того, что получится на снимке.
Если фотограф неопытный, то правильно позировать - это задача модели, причем непростая.
Снимки значимых для нас событий и просто рабочих моментов призваны будить на протяжении многих лет нашу память.
В голове всплывают ассоциации, хорошие или плохие, связанные с различными событиями, лица друзей и знакомых, их речь и действия ...
Для человека, который не был на месте съемки, бесстрастный объектив запечатлеет
картины, не имеющие никакой художественной ценности. Не стоит обижаться на людей, которые равнодушно относятся к снимкам, ценным для вас. Для них это просто картинки. Для вас - нечто большее.
Примерно те же проблемы часто затрагивают альянс модель - фотограф. Нередко фотограф видит в модели нечто большее, чем есть на самом деле, а потом обижается, что его снимки не оценили по достоинству.
Образ, создаваемый вами на снимке, может возбудить у зрителя эмоции, вызвать ряд ассоциаций.
Близкие зрителю вещь или человек независимо от того, изображены они очень точно или на них дан только намек, не могут оставить его равнодушным. На зрителя обрушивается море эмоций, переживаний.
То, что изображено на снимке, мы зачастую не отождествляем с конкретным предметом или живым человеком, но в сознании зрителя мысленные видения и кадр не разделены, а переплетаются между собой.
Для фотопортрета важна индивидуальность модели, ее внешность и душа.
Неповторимые черты конкретного человека играют основную роль в композиции.
Остальное лишь дополняет их. Невозможно перечислить по пунктам, в чем заключается источник обаяния. У каждого он свой: улыбка, мимика, жесты, поза, волосы, осанка ... (Подмечено, что на «пустом» лице и царапинка - украшение, а ямочки на щеках девушки - прибавка красоты).
Каждая модель должна хорошо представлять, что в своей внешности нужно спрятать,
скрыть, а что, наоборот, подчеркнуть, чтобы выглядеть более привлекательно как в жизни, так и на фотографиях.
Каноны красоты постоянно меняются. Они зависят от условий жизни и могут быть разными у разных социальных групп. Бывает, что-то с первого взгляда кажется непривлекательным, но потом взгляды меняются, происходит переоценка ценностей.
Индивидуальная переоценка ценностей называется установкой, она заключается во внутренней подготовленности к известным впечатлениям. Именно она исправляет недостатки фигуры и маскирует реальные свойства, именно на ней построено действие моды. Но установка, к сожалению, недолговечна, как и мода ...
Смешны не те качества характера и внешности, которыми вы обладаете, а те, на которые вы претендуете, не имея их. Так что лучше оставаться самими собой.
Каждая эпоха создает свой идеал красоты, который может значительно расходиться с
идеалом здорового, физически развитого тела. В его основе лежат отклонения от нормально развитой фигуры как результат следования непостоянной моде. Эти идеалы создаются с учетом максимальной сексуальной привлекательности, которые в разных странах у разных народов в разное время чрезвычайно разнообразны и непредсказуемы.
Ярким примером такой моды является формула 90 х 60 х 90. Такие параметры бывают обычно у женщин, имеющих астенический (тонкокостный) тип телосложения.
Как будто чувствуя сиюминутность идеалов, многие фотографы впадают в крайности контраста и абсурда: модель снимают внемыслимых позах, ракурсах, освещении, интерьере ... Эти же параметры для нормальных и ширококостных представительниц слабого пола будут свидетельством заболевания дистрофией различной степени тяжести.
Однако нормальное физически развитое тело начиная с античных времен всегда служило и будет служить эталоном красоты, несмотря на все модные течения.
Большинство людей всетаки предпочитают выглядеть естественно. Если вокруг вас есть особая аура волшебной привлекательности, не имеют особого значения ни фигура, ни цвет глаз.



Дмитрий Кораблев. Фотография. Самоучитель для моделей и фотографов.2004(отрывки)


Создан 14 окт 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником